Конфликт и методы решения в детском лагере

Бывает такое, что, во время работы в лагере, из-за расхождения мнений и противоречивости взглядов, между людьми (между ребенком и ребенком, вожатым и вожатым, вожатым и ребенком, вожатым и руководством и др.), возникает конфликт. Конфликт всегда имеет личную значимость для каждой из сторон, поэтому бывает, что конфликт длится долго и экспрессивно.

Есть разные способы поведения в конфликтной ситуации. Вожатому, как педагогу, необходимо выбрать самый подходящий и эффективный, по его мнению, способ.

Компромисс – когда все стороны приходят к соглашению на основе взаимных уступок. Такой выбор эффективней всего, когда необходимо время для решения конфликта, либо есть риск его перерастания в ссору или скандал, и лучше всего пойти на уступки, нежели все потерять.

Сотрудничество – совместная работа (иногда принудительная), участие в общем деле, которое должно принести положительные результаты для всех сторон. Во время совместной работы у участников конфликта есть единая цель и время для обсуждения проблем и поиска решения.

Уклонение от конфликта. Этот способ, когда один или все участники конфликта избегают те или иные темы и ситуации. Также эффективный способ, когда необходимо время для создания условий трезвой и спокойной оценки ситуации или открытое обсуждение конфликта приведет к усугублению.

Соперничество – процесс состязания, в котором все участники конфликта пытаются добиться своей цели. Наиболее действенен этот метод, когда необходимы быстрые и решительные меры.

Приспособление – приобретение нужных навыков. Это метод, когда одна сторона готова признать свою неправоту. Эффективно, когда наиболее важным является восстановление спокойствия, а не непосредственное разрешение конфликта.

Разрешение конфликта и его положительный исход зависит от полного осознания ситуации, поэтому вожатый должен всегда трезво и холодно оценивать происходящее и всегда стараться избежать конфликтных ситуаций. Лучше всего – проявлять эмпатию к каждому человеку – уважать его мнение и взгляды, не обязательно будучи согласным с ними.

Вожатому очень важно проводить профилактическую работу для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций среди детей. Любую конфликтную ситуацию проще предупредить, чем решать уже после ее возниконовения. Игры на сплочение, беседы, занятость детей и внимательное отношение к воспитанникам помогут вам избежать конфликтов среди детей. Если же конфликт уже произошел, вы всегда должны принять меря для его разрешения. Ни в коем случае не пускайте все на «самотек», это только усугубит ситуацию. Особенно не стоит говорить детям фразы типа «разбирайтесь сами».

В любой ситуации, если вы не знаете, как поступить спросите совета у более опытных коллег или у руководства педагогического отряда.