КТД в детском лагере

Коллективно-творческое дело – форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу.

Понятие «Коллективно-творческое дело» было введено Игорем Петровичем Ивановым (1923—1992), выдающимся отечественным педагогом. Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд особенностей.

Признаки КТД:

  1. Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела)
  2. Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых)
  3. Мотивация (желание достижение цели в процессе дела)
  4. Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых).
  5. Все участники дела должны быть задействованы.

Алгоритм проведения КТД в детском лагере:

  1. Подготовка: разработка коллективно-творческого дела. На данном этапе необходимо определить: цели проведения, возрастную группу участников, количество участников, содержание (идея, сюжет). При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.
  2. Организация. На данном этапе стоит распределить роли участников в процессе реализации дела. Для этого надо учесть способности участников, их желание в реализации и развитие определенных умений. Так же необходимо определить и подготовить материально-техническую базу: помещение, реквизит, оборудование и т.п.
  3. Проведение дела. Непосредственная реализация дела. При проведении дела вожатые, педагоги выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.
  4. Анализ дела. Необходимо изучить мнения детей, их эмоции, предложения, замечания по итогам проведения дела. В процессе изучения данной информации вожатым следует провести анализ по проведенному делу и использовать полученный опыт при следующей организации КТД.
КТД в лагере- коллективно-творческое дело в дол

Рекомендации при проведении коллективно-творческого дела:

  1. Особая роль отводится возможности самостоятельной работы детей в процессе проведения КТД. Вожатый при этом контролирует их действия, направляет при необходимости.
  2. Необходимы разнообразные виды деятельности: познавательная, спортивная, трудовая и другие.
  3. Мотивацию лучше использовать положительную: развитие способностей, призы, подарки, грамоты и т.п.
  4. В процессе анализа и награждения необходимо отметить вклад каждого участника.
  5. У любого КТД должна быть цель, которую надо по возможности достичь, в процессе проведения. Если цель не достигнута, необходимо изучить какие факторы на это повлияли и избежать их появления в будущем.