Периоды смены в лагере

Развитие временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере можно условно разделить на несколько периодов.

Периоды смены в лагере

Первый, организационный (адаптационный), является одним из важнейших при формировании отряда, потому что именно на начальном этапе дети усваивают правила лагеря, привыкают к новой обстановке, знакомятся с новыми друзьями и вожатыми. На данной стадии особенно важна роль вожатого и то, как он организует свою работу и сумеет сформировать, а далее и сплотить коллектив. Немалую помощь в реализации этих пунктов окажут различные игры на знакомство и сплочение. Интересным, например, будет и прохождение квеста на знакомство с территорией лагеря, который можно организовать самостоятельно. Если у вас дети младшего возраста (7-9 лет), то в игровой деятельности можно задействовать воспитанников из старших отрядов. Например, расставить их по «станциям», чтобы они давали участникам квеста различные задания.

Вслед за тем, как дети познакомились, адаптировались и привыкли друг к другу, следует организовать отрядное самоуправление, т.е. выбрать командира и актив отряда. Если доверить этот вопрос только детям, то может произойти так, что отряд не придет к единому мнению насчет кандидата на эту должность. В этом случае командира лучше выбрать вожатому, а остальных детей распределить по другим должностям. Например, культорг или физрук.

Отметим, что в адаптационный, и организационный период стоит постоянно занимать детей: играть, заниматься творческой деятельностью (например, подготовить плакат отряда, различные мероприятия), беседовать. Проводите с детьми больше КТД (коллективно-творческих дел).

Далее идет основной период, в который устанавливается более тесная эмоциональная связь. Для вожатого в этот период, как и во все остальные, важным остается поддерживать дружескую атмосферу отряда, постоянно находиться рядом с детьми, придумывать вместе с ними номера и готовиться к выступлениям. Вожатый должен помнить, что общее настроение всего отряда формирует именно он.

Целью заключительного периода, который длится от одного до двух дней, является подготовка детей к отъезду. На данном этапе может возникнуть следующая проблема: дети могут почувствовать вседозволенность. Поэтому одной из важнейших задач вожатого является контроль соблюдения дисциплины. Также он должен создать комфортные условия для детей, атмосферу максимального дружелюбия. Не будет лишним подведение итогов смены в форме свечки, когда каждый ребенок сможет высказать свои впечатления по поводу отдыха в лагере. Рекомендуется оценить вклад каждого ребенка и наградить, по возможности, самых активных.

В процессе отъезда ребят из лагеря вожатый должен проявить предельную внимательность и проследить за тем, чтобы дети не забывали личных вещей и сдавали в целости и сохранности имущество лагеря.

Показателем успешной работы всей смены станет то, что ребенок хочет продолжения смены; дети получили новые навыки и знания, которые пригодятся им в будущем; вожатый доволен проведенной работой, отсутствует травматизм.