Временный детский коллектив – логика развития ВДК

Детский коллектив в лагере – это объединение воспитанников, проводящих общую совместную деятельность, для достижения цели совместно с педагогом (вожатым). Отряд в ДОЛ можно отнести к понятию «Временный детский коллектив (ВДК)»

Временный детский коллектив

Особенности временного детского коллектива.

  1. Небольшая длительность функционирования коллектива. Максимальный период не превышает 45 дней.
  2. В состав группы входят ранее не знакомые или малознакомые дети
  3. Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности, которое позволяет проводить воспитательное воздействие на ВДК.
  4. Коллективная деятельность.
  5. Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Сформировать дружную и сплоченную команду вожатому поможет знание периодов развития коллектива его воспитанников. Период развития отряда – это этапы развития межличностных отношений, в соответствии с которым вожатый должен строить свою деятельность. Сплоченный и дружный отряд – один из факторов, влияющих на успешность проведения лагерной смены.

После заезда детей в лагерь и укомплектования в отряд начинается адаптационный период, когда дети только знакомятся друг с другом, с территорией лагеря и его правилами. Общее эмоциональное состояние детского коллектива в этот период – это состояние ожидания, напряженности. Это связано с тем, что ребенок оказывается в новой для него среде, чаще всего без знакомых. Именно поэтому у некоторых детей может возникнуть чувство одиночества, слезы по поводу того, что они хотят домой к родителям. Чтобы такой ситуации не возникло, вожатый должен всячески поддерживать своих детей, стараться занять каждого из них. Если же избежать такого момента не удалось, то нужно успокоить ребенка, приободрив его, и конечно же, максимально занять его время нахождения в лагере.

Далее следует так называемый «период делового сотрудничества», когда все дети познакомились и подружились, когда сформировано отрядное самоуправление. Этот период развития является фундаментальным в становлении отрядной жизни.

Как правило, в этот период дети «разбиваются» на различные коллективы по интересам; формируется «пласт» детей, которые принимают активное участие в организации выступлений.

Период «скрытых внутренних конфликтов» наступает потому, что не оправдываются ожидания или впечатления детей, из-за чего может проявиться пессимистичный настрой. Также подобный настрой складывается, если ребенка не принимают в какую-либо внутриотрядную группу. При таких условиях вожатый должен выступить миротворцем и разрешить все сложившиеся конфликты путем беседы как с отрядом, так и с каждым ребенком лично. Также в задачи вожатого входит определение какой-либо совместной деятельности, что способствовало бы ликвидации конфликтов.

«Постконфликтный период» характеризуется тем, что дети стараются сохранить положительные отношения в отряде, они заинтересованы достижением общих целей, а межличностные отношения выходят на второстепенный уровень. Вожатый должен подержать такой настрой коллектива и не допустить в нем паузы.

В период творческого союза на передний план выходит творческая деятельность отряда, осознание детьми того, что они стараются для общего блага. Вожатый также должен поддержать детей, потому что происходит переоценка идей, значимым становится то, что приносит общий успех.

Период гуманистических отношений становится пиком развития временного детского коллектива. Потому что именно в этот период происходит переосмысление того, что потребности существуют не только у одного человека, но и у остальных. Именно поэтому детьми проявляются такие качества, как сочувствие, сострадание по отношению к остальным участникам коллектива, они заботятся друг о друге. Вожатый выступает старшим другом, который поддерживает эти отношения.

Логика развития ВДК

Итак, знание этих этапов развития отряда поможет вожатому правильно и качественно выполнять свою работу, предсказывать поведение детей и отлично провести смену в детском лагере.