Действия педагога в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация – необычная по трудности и сложности ситуация. К таким ситуациям можно отнести потерю (побег) ребенка, пожар, угроза урагана, наводнения и т.п.

При планировании действий в условиях какой-либо чрезвычайной ситуации педагог (вожатый) всегда должен помнить главное – сохранить жизни и здоровье ребенка.

Основное, с чем может столкнуться вожатый в лагере – это потеря (побег) ребенка. При обнаружении отсутствия ребенка в отряде, главное не паниковать! Необходимо очень быстро собрать информацию о том, кто, где и когда видел воспитанника в последний раз. Следует незамедлительно сообщить администрации лагеря о возникшей ситуации. Необходимо полностью проверить жилые комнаты отряда, заглянуть под кровати, в шкафы. Уточнить, есть ли у ребенка друзья, братья, сестры в других отрядах, возможно, он ушел к ним в гости и заигрался. Ни в коем случае вожатый не должен сразу звонить родителям ребенка и сообщать, что ребенок пропал/исчез. Возможно, ребенок находится в другом отряде с друзьями, а неожиданная «шокирующая» новость может навредить здоровью родственникам ребенка. Звонок родителям, в органы полиции – это прерогатива администрации лагеря.

При пожаре педагог должен знать основные пути эвакуации детей из корпуса, организованно вывести детей в безопасную зону, проверить их по спискам. Педагог должен знать основные действия при задымлении помещения (например, использовать влажную ткань при дыхании, для защиты органов дыхания и т.п.). Необходимо как можно четче держать под контролем количество детей.

Любую «внештатную» ситуацию лучше предотвратить, и проводить профилактические работы по предотвращению возникновения подобны ситуация: 

  • заранее обсудить с детьми возможные жизнеопасные ситуации и выработать план действий в сложных ситуациях; 
  • иметь представления об особенностях детей в отряде: темперамент, характер, склонности к тем или иным действиям, особенности здоровья.

При возникновении любой чрезвычайной ситуации необходимо незамедлительно сообщить информацию администрации лагеря. Слаженные и своевременные действия помогут избежать беды. Эффективность поведения вожатого в чрезвычайной ситуации часто определяется насколько хорошо педагог знает своих детей, разбирается в возрастных особенностях и умеет прогнозировать развитие ситуации.