Главная/Обучающий материал/Заключительный период смены в лагере
Заключительный период смены в лагере
Завершающие дни смены – пора расставания, собирать чемоданы и готовиться к отъезду домой, именно поэтому для каждого ребенка эти дни будут особенными. Кто-то хочет быстрее оказаться дома, а кто-то уже начинает скучать по лагерю. Поэтому очень важно поддерживать благоприятный психологический фон и настрой детей в отряде. Следует проявлять повышенное внимание к детям еще и потому что в последние дни дети склонны к нарушению дисциплины и режимных моментов программы отдыха.
Длиться заключительный период всего 1-2 дня до завершения лагерной смены. Грамотно спланированный режим дня и четкий план действий вожатых – залог успешного проведения данного периода.
Цель заключительного периода смены в лагере: подведение итогов смены, подготовка детей к отъезду.
Задачи:
- анализ смены детьми и вожатыми;
- создания комфортных психологических условия для отъезда воспитанников;
- организация процесса отъезда;
- контроль соблюдения педагогических требований и правил дисциплины.
Формы работы с детьми в заключительном периоде:
- Проведение заключительного вечернего огонька (свечки).
- Организация прощания с детским лагерем: на берегу моря, костровой, особенном для отряда месте.
- Проведение инструктажей по подготовке к отъезду и разъяснительных бесед по хранению ценных вещей в последние дни смены.
- Занятие общим делом, например, подготовка послания следующей смене или лету.
Рекомендации вожатому в заключительные дни смены
- Подвести итоги смены: оценить вклад каждого ребенка в течение смены, возможно, как-то наградить памятными сувенирами самых активных.
- Создать атмосферу максимального дружелюбия и доверия друг к другу.
- Подготовить детей к тому, что вскоре произойдет расставание и самому так же морально настроиться на это.
- Заблаговременно пройтись по всем комнатам и проверить целостность имущества лагеря и чистоту в отряде. К сожалению, некоторые дети могут оставить «сюрприз» после себя, в виде сломанных предметов мебели или испачканных стен. В случае обнаружения порчи имущества, необходимо сообщить об этом вашему руководителю.
- При необходимости проверить готовность всех документов и вещей у детей, чтобы никто ничего не забыл. Если дети сдавали вещи на хранение в сейфовые ячейки, проследите, чтобы они их забрали. Детям младшего возраста возможно понадобится помощь в сборе чемодана.
- Перед отъездом помочь в организации правильной рассадки детей по делегациям или группам.
Очень важно в процессе организации технических моментов отъезда (сбор вещей, проверка комнат) не забыть поддержать атмосферу и настрой ребят. Нужно все сделать так, чтобы дети вспоминали лагерь и вожатого только с положительной стороны. Ведь в лагере особая атмосфера детского отдыха, которая не сравнится ни с каким другим видом досуга для ребенка.
Но, очень важно не переусердствовать. Есть такой период, который относится уже не к смене – это постлагерный период. Дети меняют ставший им привычный за 21 день образ жизни в детском лагере и возвращаются в основное место проживания. Каждому из них это дается по-своему. Если в заключительный период не подготовить ребенка к расставанию, то постлагерный период может пройти крайне болезненно. Именно поэтому при создании положительного образа вожатого и детского лагеря стоит также учесть индивидуальные особенности эмоций ребенка.
Не стоит давать напрасных обещаний и голословных высказываний. Стоит продумывать сказанное ребенку, чтобы не было никаких двусмысленностей. Но и нельзя совсем ничего не обещать своим подопечным. К примеру, можно позвать детей отдыхать следующим летом в этот же лагерь или договориться о встрече в городе, где живут сами дети. Сегодня век технологий позволяет общаться не только по телефону, но и в виртуальной сети, что намного облегчает (а иногда и усложняет) общение вожатого с детьми и приуменьшает чувство разлуки.
Результаты (показатели успешной работы) заключительного периода и всей смены.
- Все дети и родители довольны организацией отдыха и оздоровления в течение всей смены.
- Дети хотят продолжения смены (как правило, ещё на одну).
- В течение смены, не произошло ни одного серьезного конфликта между детьми, медицинского вмешательства и случая воровства.
- При отправлении детей ни один из них ничего не забыл, а на момент отъезда все имущество в лагере не испорчено.
- Вожатый может написать о каждом из детей не меньше одной страницы о характере, интересах и особенностях ребенка.
- Вожатый доволен проделанной работой и готов преступить к дальнейшим обязанностям.
Так же обязательно изучите другие периоды смены: организационный и основной, чтобы ваша работа была качественной, а отдых детей безопасным, интересным и полезным