Главная/Обучающий материал/КТД в детском лагере
КТД в детском лагере
Коллективно-творческое дело (КТД) – это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу.
КТД – это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам. Старайтесь использовать не только шаблонные сценарии, но и вносить свой вклад и идею в каждое дело. При таком подходе, каждое новое коллективно-творческое дело дети будут ждать с интересом.
Понятие «Коллективно-творческое дело» было введено Игорем Петровичем Ивановым (1923—1992), выдающимся отечественным педагогом. Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд особенностей.
Признаки КТД:
- Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела)
- Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых)
- Мотивация (желание достижение цели в процессе дела)
- Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых).
- Все участники дела должны быть задействованы.
Алгоритм проведения КТД в детском лагере:
- Подготовка: разработка коллективно-творческого дела. На данном этапе необходимо определить: цели проведения, возрастную группу участников, количество участников, содержание (идея, сюжет). При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.
- Организация. На данном этапе стоит распределить роли участников в процессе реализации дела. Для этого надо учесть способности участников, их желание в реализации и развитие определенных умений. Так же необходимо определить и подготовить материально-техническую базу: помещение, реквизит, оборудование и т.п.
- Проведение дела. Непосредственная реализация дела. При проведении дела вожатые, педагоги выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.
- Анализ дела. Необходимо изучить мнения детей, их эмоции, предложения, замечания по итогам проведения дела. В процессе изучения данной информации вожатым следует провести анализ по проведенному делу и использовать полученный опыт при следующей организации КТД.
Рекомендации при проведении коллективно-творческого дела:
- Особая роль отводится возможности самостоятельной работы детей в процессе проведения КТД. Вожатый при этом контролирует их действия, направляет при необходимости.
- Необходимы разнообразные виды деятельности: познавательная, спортивная, трудовая и другие.
- Мотивацию лучше использовать положительную: развитие способностей, призы, подарки, грамоты и т.п.
- В процессе анализа и награждения необходимо отметить вклад каждого участника.
- У любого КТД должна быть цель, которую надо по возможности достичь, в процессе проведения. Если цель не достигнута, необходимо изучить какие факторы на это повлияли и избежать их появления в будущем.